Инфраструктура

Время перемен: главные события 2019 года

Новый год подсветка

Уходящий год как всегда был насыщен событиями на рынке недвижимости. Каждое из них, от перехода отрасли на проектное финансирование до открытия Московских центральных диаметров, имело колоссальный резонанс. Подробнее о том, чем запомнится этот год — в обзоре “Интерфакса”.

Проектное финансирование и Дума

Кажется, что строительная отрасль давным-давно перешла на проектное финансирование – так долго мы его обсуждаем, что даже почти все споры кончились. Тем не менее, это важнейшее событие уходящего 2019 года, причем самой его середины. С 1 июля 2019 года российские застройщики обязаны работать по эскроу-счетам, на которых будут аккумулироваться средства граждан. Строительные компании не могут пользоваться этими деньгами до окончания работ, их будут кредитовать банки.

При этом определены критерии жилых проектов, которые могут быть достроены после 1 июля без перехода на новую схему финансирования. Согласно постановлению правительства, степень готовности многоквартирного дома должна составлять не менее 30%, а количество заключенных договоров долевого участия в строительстве объекта должно быть не менее 10% от общей площади жилых и нежилых помещений.

Кто-то из регионов лучше справился с задачей перехода, кто-то еще пробуксовывает и ждет федеральной помощи, но в целом можно сказать, что модель заработала. Например, в Москве недовольства нет.

“Каких-то резких потрясений в связи с переходом на новую систему финансирования в сфере жилищного строительства московский рынок не испытал. Системные девелоперы и застройщики заранее подготовились к этому переходу”, — отмечала председатель Москомстройинвеста Анастасия Пятова.

Региональные представители не столь оптимистичны. Поэтому над облегчением их жизни работают законодатели. Так, спикер Госдумы Вячеслав Володин в конце года предложил пересмотреть критерии для региональных застройщиков жилья, при соответствии которым они могут не использовать счета эскроу для достройки начатых объектов.

“Может быть, нам как раз вот с этой точки зрения посмотреть и обсудить вот эту планку, потому что в регионах всегда есть две-три компании, которые могут достроить по старым критериям”, — добавил Володин.

А пока “караван” строительной отрасли медленно идет в будущее, в котором стройкомплекс страны полностью перейдет на проектное финансирование. И будущее это не за горами.

“Мы видим, что все новые проекты строятся только с привлечением проектного финансирования. Цикл стройки по тем разрешениям, которые уже есть, — это следующие два года. То есть мы считаем, что в течение двух лет уже заместится привлечение средств граждан проектным финансированием”, — заверил замглавы Минстроя Никита Стасишин.

Он напомнил, что технически процесс заключения договоров долевого участия по старой схеме финансирования завершится в 2020 году, достройка объектов по ним продлится около полутора лет.

Ставки на спрос

Но стройка стройкой, а спрос на жилье должен быть финансово обеспечен, ибо бесплатной раздачей жилья никто не собирается заниматься. И пока экономическая ситуация в нашей стране не столь радужна, как хотелось бы, одним из важнейших инструментов по приобретению жилья становиться ипотека. Ее доступности в текущем году сильно поспособствовало снижение ключевой ставки ЦБ, которое произошло в декабре — совет директоров Банка России снизил ставку до уровня 6,25%.

Справедливости ради стоит отметить, что снижение стало пятым подряд с июня 2019 года. Всего за полгода ставка снизилась на 1,5 п.п., установив новый исторический минимум с начала процесса инфляционного таргетирования на рубеже 2014-2015 годов. Сегодняшнее снижение вызвано прогнозируемой динамикой инфляции – по оценкам Банка России к концу 2020 года она может сложиться меньше 4%.

“Центробанк уже, по-моему, четыре раза снижал свою ключевую ставку, от нее фактически как производная — и ставки по различным кредитам коммерческим банкам, в том числе по ипотеке. Но ускоренными темпами, искусственно это очень опасно делать в масштабах всей страны, потому что это может повлиять на экономику в целом, может подтолкнуть ту же самую инфляцию”, — предостерег президент РФ Владимир Путин.

“У нас ставка по ипотеке где-то на 2-3% больше, чем ключевая ставка Центробанка. У Центробанка — 6,5% (ключевая ставка — ИФ), ставка по ипотеке где-то около 9%, по-моему, 8,9%. Цель — чтобы в ближайшие годы она сократилась до 7,9%”, — сказал президент.

В свою очередь глава Банка России Эльвира Набиуллина отметила, что ставки по ипотеке находятся на исторически низком уровне, но в дальнейшем могут еще снизиться — до 7-8% годовых. По данным ЦБ, средневзвешенная ставка по ипотеке снизилась с 9,68% в сентябре до 9,4% в октябре, обновив таким образом минимум за всю историю наблюдений.

Согласно рассчитанному на шесть лет нацпроекту “Жилье и городская среда”, в этом году средний уровень ипотечной ставки должен составить 8,9% годовых. В 2020 году ставку планируется снизить до 8,7%, к 2021 году — до 8,5%, а к 2024 году — до 7,9%.

Всех посчитали

Еще одно важнейшее, но недооцененное, на наш взгляд, широкой общественностью событие – появление индекса качества городской среды. Такой показатель в России разработали впервые.
Города разбиты на несколько групп по уровню взаимодействия, численности. Глава Минстроя России Владимир Якушев сообщил, что по рассчитанному индексу за 2018 год 23% городов признаны городами с благоприятной средой.

“Сегодняшний индекс расставил города по определённым критериям. Наша задача — к 2024 году мы должны улучшить индекс качества городской среды на 30%. Также мы должны перевести 50% городов из неблагоприятной среды в благоприятную”, — сказал вице-премьер Виталий Мутко.

Конечно, индекс вызвал ожесточенные споры, но составители напомнили: первый индекс на то и первый, чтобы было от чего танцевать.

Напомним, что методика определения качества городской среды включает в себя оценку по 36 индикаторам (шесть пространств и шесть критериев), среди которых благоустройство, состояние общественного транспорта, безопасность дорог и общественных пространств, состояние объектов социальной сферы и другое. Индекс качества городской среды разработан Минстроем РФ и ДОМ.РФ совместно с КБ “Стрелка”.

Москва благоустроенная

Зато никто не удивился, когда в индексе максимальные значения продемонстрировали Москва и Санкт-Петербург. Эти два субъекта перешагнули 200-бальный рубеж. Увы, “похорошение” Москвы – новость не 2019 года. Однако редакция решила включить благоустройство в столице в события этого периода в связи с началом работы программы “Мой район”.

“Это программа, рассчитанная на ближайшие пять лет, то есть 2019-2023 годы. Каждый район имеет свои программные мероприятия (по благоустройству — ИФ) в разрезе на пять лет”, — подчеркнул заммэра Петр Бирюков.

Программа предусматривает, что копать и перекладывать будут не только в ЦАО. 70% всех работ в столице велась на удаленных от центра территориях. К 1 ноября завершены работы по благоустройству примерно на 5 тыс. объектах, в том числе на 60 крупных: проведено комплексное благоустройство района Капотни, территории вблизи Киевского вокзала, Центрального проспекта и парка Победы в Зеленограде, улиц в районе Патриарших прудов, “театрального квартала” в районе Чистых прудов, Школьной улицы и многих других.

Петр Павлович также еще раз подчеркнул, что частая перекладка плитки в городе связана с необходимостью устранения допущенных бракоделами недостатков.

“Нам часто задают вопрос: “(почему) вы без конца перекладываете плитку”. Да, дорогие москвичи, если идет перекладка плитки, то это только за счет бракодела, который ее положил”, — заверил Бирюков.

Главная стройка страны

Одним из главных событий года, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, должно стать долгожданное открытие железнодорожного движения по мосту через Керченский пролив, который для простоты получил название Крымский. Строительство объекта уже официально завершено, первый пассажирский состав должен пересечь Керченский пролив 25 декабря. Грузовые составы поедут по новой дороге позже — в июне 2020 года.

Строительство транспортного перехода через Керченский пролив началось в феврале 2016 года. Пропускная способность самого длинного в РФ моста (19 км) составит до 40 тыс. автомобилей и 47 пар поездов в сутки (14 млн пассажиров и 13 млн тонн грузов в год). Общая стоимость проекта составляет около 228 млрд рублей. Генподрядчиком является компания “Стройгазмонтаж” Аркадия Ротенберга. Движение легковых автомобилей и автобусов по Крымскому мосту открылось 16 мая прошлого года, для грузовиков мост открыт с 1 октября 2018-го.

Гораздо более незаметным событием стало включение моста через Лену в Якутии в федеральную программу строительства и реконструкции мостов в России до 2035 года, а ведь это взаимодополняющие вещи. Власти Якутии и Минтранс РФ согласовали вопросы строительства автомобильного моста через Лену еще в 2012 году. Однако в конце 2014 года было принято решение отложить стройку на период после 2020 года из-за возведения моста через Керченский пролив. 2020 год будет посвящен проектированию и прохождению госэкспертизы проекта, а стройка начнется в 2021 году.

Автомобильный переход через Лену свяжет три федеральные и пять региональных дорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт. По оценкам экспертов, стоимость строительства составит 63,7 млрд рублей. Строительство моста планируется закончить в 2025 году. Реализация проекта позволит снизить затраты на “северный завоз” — более 4 млрд рублей в год. Кроме того, круглогодичная транспортная доступность для всего населения республики увеличится с 23% до 83%.

И сгорели, и утонули

Как раз транспортная доступность регионов стала одним из камней преткновения при решении проблем, возникших в ходе ЧС в 2019 году. Сначала власти отказались тушить труднодоступные лесные пожары, которые полыхали в Красноярском крае Иркутской области, Бурятии, Забайкалье и Якутии. В итоге пожары вызвали смог над крупными городами Сибири, региональные чрезвычайные ситуации были введены в пяти субъектах РФ. Ущерб от лесных пожаров в России в текущем году, по предварительной оценке, составил около 15 млрд рублей.

Но и этого природе показалось недостаточно. Этим летом Иркутская область пережила две волны крупного паводка. Первое наводнение, вызванное аномально сильными дождями, началось 25 июня, тогда было подтоплено 109 населенных пунктов в десяти районах региона. В конце июля были подтоплены 58 населенных пунктов в шести районах. Больше всего пострадали города Тулун и Нижнеудинск.

В результате наводнений пострадали более 47 тыс. человек. Погибли 26 человек, еще четверо пропали без вести. От подтопления пострадали 14 428 жилых помещений, из них 4 217 признаны утраченными, а 10 211 требуют капитального ремонта.

Общий объем программы восстановления затопленных территорий Иркутской области до 2024 года составляет почти 43 млрд рублей. Власти, которые резонно решили не восстанавливать бесконечно то, что подтапливается с завидной регулярностью, решили запретить строительство на территориях, вошедших в зону затопления. Любое строительство капитальных объектов, включая жилые дома. Одиноко стоящие жилые здания должны быть снесены, согласно законодательству.

Федеральные власти неоднократно выражали недовольство темпом восстановительных работ в регионе. В конце ноября зампред правительства РФ Виталий Мутко заявлял, что более 650 семей еще не получили свидетельства на проведение капремонта жилья. Он попросил власти региона решить проблему с выдачей сертификатов на проведение ремонта жилья к 20 декабря. Недоволен Виталий Леонтьевич остался и сроками строительства нового жилья.

“По поводу стройки — по многоквартирным домам движение пошло, по индивидуальному жилью оно очень слабое”, — сетовал Мутко на заседании возглавляемой им правительственной комиссии по ликвидации последствий паводка в Иркутской области.

Логичным в этих условиях выглядело решение Сергея Левченко уйти с поста губернатора Иркутской области.

Езжай, золотоглавая!

Конечно, Москва – не вся Россия, но практически все, что тут происходит, рано или поздно проецируется на регионы. Будем надеяться, что и такое полезное начинание как Московские центральные диаметры (МЦД) в том или ином виде появится в российских городах. Тем более, что железнодорожными ветками экономический бог Россию не обидел и пустить электрички в режиме работы внутригородского транспорта с укороченными интервалами – идея богатая.

Движение по первым двум маршрутам МЦД официально открылось 21 ноября. Но, как говорится, первый блин был комом. Уже в первый день работы диаметров у пассажиров возникли жалобы на укороченные составы, сбой в работе билетной системы, уменьшение количества поездов и их задержки, а также на режим работы дверей в поездах “Иволга”. ЦППК, проанализировав обращения и жалобы пассажиров, заявила о решении незамедлительно увеличить число вагонов в поездах. Также было принято решение о бесплатном проезде с 25 ноября на две недели для отладки билетной системы. После доработки системы и двухнедельного бесплатного проезда по МЦД с понедельника вновь вернулся проход через турникеты по картам “Тройка”, “Тройка — Стрелка” и социальным картам.

МЦД-1 “Одинцово-Лобня” (“Белорусско-Савеловский”) протяженностью 52 км и МЦД-2 “Нахабино-Подольск” (“Курско-Рижский”) длиной 80 км включают 57 станций с 19 пересадками на метро, МЦК и радиальные железнодорожные направления. В перспективе количество станций будет увеличено до 66, а число пересадок — до 27.

После открытия первых двух диаметров планируется запустить еще три: Зеленоград-Раменское, Апрелевка-Железнодорожный и Пушкино-Домодедово. Как ожидается, все пять диаметров общей протяженностью 375 км со 186 станциями заработают до конца 2024 года.

Ушла эпоха

Это выражение как нельзя лучше подходит сразу к нескольким печальным событиям уходящего года. В сентябре скончался президент Российской академии архитектуры и строительных наук, бывших главный архитектор города Александр Кузьмин. Народный архитектор РФ, заслуженный архитектор России Кузьмин был главным архитектором Москвы в период с 1996 по 2012 годы. Он являлся автором и соавтором более 30 реализованных архитектурных проектов в Москве, которые без сомнения можно назвать вехами целой эпохи в жизни города.

Ненадолго пережил своего бывшего соратника бывший мэр Москвы Юрий Лужков, который скончался 10 декабря на 84-м году жизни. Он возглавлял столицу с 1992 по 2010 годы и был одним из самых известных региональных лидеров. За 18 лет пребывания в должности мэра Москвы он сумел реализовать крупные градостроительные проекты. Всего при нем в городе было возведено более 70 млн кв.м различной недвижимости.

Еще одной утратой 2019 года можно считать любимый горожанами киноцентр “Соловей”, снос которого начался в начале декабря. Работы по сносу объекта завершатся не позднее марта 2020 года. Заммэра Москвы Марат Хуснуллин сообщил, что по имеющимся у собственника документам на месте киноцентра на Красной Пресне может быть возведен комплекс апартаментов с медицинским центром, а также сопутствующей коммерческой и социальной инфраструктурой. Проект обновленного киноцентра “Соловей” также предполагает обустройство пяти кинозалов, площадки для кинофорумов и апартаментов для звезд кино.

Но, как говорится, это будет уже совсем другая “сказка”, принципиально новая и, наверное, даже интересная. Может быть не менее красивая, чем реконструированный в “Лужниках” плавательный центр, который открыли в ноябре 2019 года или построенный там же Центр художественной гимнастики. Но об этом мы узнаем уже в следующем году.

Источник: realty.interfax.ru

Похожие посты

В 2020 г планируется завершить строительство проспекта Генерала Дорохова

admin

Волейбольный центр в Ярославле построят на федеральные деньги

admin

В Москве начнут ремонт поликлиник по новому стандарту в феврале

admin

Оставить комментарий

* С помощью этой формы вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом сайте.